|
Как научить ребенка читать?
|
|
Не секрет, что сейчас умение читать является плюсом при приеме ребенка в школу. Но как научить ребенка читать правильно? Многие родители берутся за это дело с азартом, торопятся познакомить ребенка с буквами и часто допускают ошибки при обучении чтению, которые затем мешают дошкольнику грамотно читать и писать.
Какие ошибки при обучении чтению часто допускают родители?
Ошибкой будет называть букву не звуковым аналогом, а так, как ее называют в алфавите: [БЭ], [ВЭ], [ША] и т.п. В чем опасность? Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки. Например, он будет читать вместо «МАМА» - «МЭАМЭА» и т.п. Ведь для него буква М обозначает два звука [М] [Э]! И исправлять такие ошибки у читающих дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.
Первое правило: знакомя ребенка с БУКВОЙ, называйте так, как произносится ЗВУК: Б - [Б], а не [БЭ]; Р - [Р], а не [ЭР]; Ш - [Ш], а не [ША] и т.д.
Ошибочно учить читать сначала буквы в слове отдельно, а потом уже повторять это слово по слогам или целиком. Такая привычка вредит навыкам чтения и очень помешает в школе.
Второе правило: чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо сразу учить читать слоги СЛИТНО, как только ребенок запомнил несколько гласных букв, а не побуквенно. Например: из гласных [А], [У] сразу сложить слоги АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам: [А], [У] , а затем повторять уже слог [АУ]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка обращено на следующую букву - таким образом слог не обрывается, а читается слитно [ААААААУУУУ]. Так же происходит и согласными: из букв А, М - [АМ], [МА]. И так далее. Данная ошибка при обучении чтению легко укореняется, а вот избавиться от нее ребенку бывает довольно трудно.
Многие родители радуются, когда ребенок начинает читать. Но очень часто, читая даже бегло дети не понимают смысл прочитанного, а родители не обращают на это внимание. А ведь весь смысл процесса чтения заключается именно в понимании прочитанного.
Третье правило: после того как ребенок прочитал слог, слово, предложение или текст обязательно узнайте понял ли он его смысл. Ведь это можно узнать даже тогда, когда ребенок читает еще только слоги: АУ - когда так говорят? МА - назови слово, которое начинается на этот слог.
Учитывайте эти советы при обучении чтению дошкольника. С самого начала учите ребенка читать правильно и избежите многих проблем и ошибок, которые школе могут превратиться в стойкие и помешать учебе.
Задания для изучения букв. |
Предлягаю задания, упражнения и игры для знакомства с буквами и звуками русского языка. Порядок изучения букв: А, О, У, И, Э, Ы, М, Ф, Т, Н, Х, Б, К, П, В, Д, Г, С, З, Ш, Ж, Р, Л. Такая последовательность связана с тем, что сначала изучаются буквы, обозначающие звуки которые четко произносятся детьми с нарушениями речи. Темп изучения букв может быть различен у каждого ребенка. Если ребенок хорошо запоминает предыдущие буквы, то можно переходить к изучению последующих.