Сайт учителя-логопеда
МБДОУ «ДС №108 г.Челябинска»
для коллег и родителей
в помощь детям
с нарушениями речи.
 





Как научить ребенка читать?

Не секрет, что сейчас умение читать является плюсом при приеме ребенка в школу. Но как научить ребенка читать правильно? Многие родители берутся за это дело с азартом, торопятся познакомить ребенка с буквами и часто допускают ошибки при обучении чтению, которые затем мешают дошкольнику грамотно читать и писать.

Какие ошибки при обучении чтению часто допускают родители?

Ошибкой будет называть букву не звуковым аналогом, а так, как ее называют в алфавите: [БЭ], [ВЭ], [ША] и т.п. В чем опасность? Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки. Например, он будет читать вместо «МАМА» - «МЭАМЭА» и т.п. Ведь для него буква М обозначает два звука [М] [Э]! И исправлять такие ошибки у читающих дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.

Первое правило: знакомя ребенка с БУКВОЙ, называйте так, как произносится ЗВУК: Б - [Б], а не [БЭ]; Р - [Р], а не [ЭР]; Ш - [Ш], а не [ША] и т.д.

Ошибочно учить читать сначала буквы в слове отдельно, а потом уже повторять это слово по слогам или целиком. Такая привычка вредит навыкам чтения и очень помешает в школе.

Второе правило: чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо сразу учить читать слоги СЛИТНО, как только ребенок запомнил несколько гласных букв, а не побуквенно. Например: из гласных [А], [У] сразу сложить слоги АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам: [А], [У] , а затем повторять уже слог [АУ]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка обращено на следующую букву - таким образом слог не обрывается, а читается слитно [ААААААУУУУ]. Так же происходит и согласными: из букв А, М - [АМ], [МА]. И так далее. Данная ошибка при обучении чтению легко укореняется, а вот избавиться от нее ребенку бывает довольно трудно.

Многие родители радуются, когда ребенок начинает читать. Но очень часто, читая даже бегло дети не понимают смысл прочитанного, а родители не обращают на это внимание. А ведь весь смысл процесса чтения заключается именно в понимании прочитанного. 

Третье правило: после того как ребенок прочитал слог, слово, предложение или текст обязательно узнайте понял ли он его смысл. Ведь это можно узнать даже тогда, когда ребенок читает еще только слоги: АУ - когда так говорят? МА - назови слово, которое начинается на этот слог.

Учитывайте эти советы при обучении чтению дошкольника. С самого начала учите ребенка читать правильно и избежите многих проблем и ошибок, которые школе могут превратиться в стойкие и помешать учебе.

Задания для изучения букв.

Предлягаю задания, упражнения и игры для знакомства с буквами и звуками русского языка. Порядок изучения букв: А, О, У, И, Э, Ы, М, Ф, Т, Н, Х, Б, К, П, В, Д, Г, С, З, Ш, Ж, Р, Л. Такая последовательность связана с тем, что сначала изучаются буквы, обозначающие звуки которые четко произносятся детьми с нарушениями речи. Темп изучения букв может быть различен у каждого ребенка. Если ребенок хорошо запоминает предыдущие буквы, то можно переходить к изучению последующих.

Задания для повторение изученных ранее гласных букв
Смотреть подробней

Игры для повторения изученных ранее гласных букв (4 игры)

Другие игры

Игры для повторения изученных ранее букв М, Ф, Т, Н, Х, Б

Другие игры
Игры по чтению
Другие игры