Сайт учителя-логопеда
МБДОУ «ДС №108 г.Челябинска»
для коллег и родителей
в помощь детям
с нарушениями речи.
 





Артикуляционная  гимнастика

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения мешают ребенку развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Как лучше посадить ребенка рядом с собой во время артикуляционной гимнастики?

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях. Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала. Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.

Что делать, если у ребенка не получается артикуляционное упражнение?

Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.

Лучше всего:

✓ Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!», «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.

✓ Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и который еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).

✓ Также можно помочь ребенку шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

✓ Плавность движений - движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.

✓ Дифференцированность движений - движение выполняются только языком без сопутствующих движений других органов ( губ, нижней челюсти).

✓ Равномерность и симметричность движений - движения выполняется симметрично влево и вправо.

✓ Четкость - ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.

✓ Точность - достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.

✓ Устойчивость - ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.

✓ Переключаемость - умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

✓ Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Артикуляционные упражнения:

Картинка Название  Описание
Улыбка Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке, зубов не видно.
Заборчик Зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.
Трубочка, дудочка Зубы сомкнуть, вытянуть губы вперед, не раскрывая их, как бы говоря «у».
Хоботок Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.
Блинчик Рот приоткрыт, распластанный язык лежит на нижней губе. Если не получается, то пошлепать по языку верхней губой: пя-пя-пя – наказать его.
Иголочка Рот открыт, губы растянуты в улыбке, язык вытягивается вперед, напрягается, делается узким.
Горка Рот открыт, губы в улыбке не закрывают зубов, широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов, спинка языка выгибается.
Чашечка Рот открыт, губы в улыбке не закрывают зубов, боковые края языка подняты, образуя из языка «чашечку».
Качели Рот открыт, губы растянуты в улыбке,  зубы видны, широкий кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние.
Часики Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, выполнять движения языка от одного уголка губ до другого. Нижняя челюсть неподвижна.
Вкусное варенье Рот открыт, губы растянуты в улыбке, широким кончиком языка обхватывать верхнюю губу и прятать язык в рот.
Барабан, гитара Рот открыт, губы растянуты в улыбке,  губы не закрывают зубов, широкий кончик язык поднят за верхние зубы, боковые края его плотно прижаты к боковым зубам и кончик языка стучит по альвеолам (бугоркам за верхними зубами): д-д-д…
Лошадка Рот открыт, губы растянуты в улыбке, широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать («поцокать языком, как цокают копытами лошадки»). Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.
Грибок Рот открыт, губы растянуты в улыбке, прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половинка не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.
Гармошка Рот открыт, губы растянуты в улыбке, широкий язык прижать к небу (язык присасывается, выполняется упражнение «грибочек») и, не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать). 
При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.